Ко встрече 5 декабря

Так уж получилось, что именно с этой публикации начинается этот сайт (в том смысле, что она из значимых материалов размещается первой). Эту публикацию я пишу к 5 декабря 2018 года, именно в этот день фондом «Предание» проводится встреча под названием «Уныние, печаль, депрессия. В чем разница и что делать?»
Наверное, можно сказать, что примерно об этом же пойдет речь и в этой статье.
Она написана в условиях достаточно ограниченного времени — к 5 декабря мне хотелось представить весьма полный материал с большим количеством пунктов, и конечно не всё удалось описать подробно. Но — это не последняя публикация на этом сайте, а первая, так что будем надеяться, что многое впереди.
Предлагаемый ниже материал посвящен возможности преодоления депрессии, тоски, плохого настроения, тревожности. Я в этом вопросе, как говорится, не теоретик — я прошел через это, мне удалось с Божией Помощью преодолеть это, и сейчас об этой проблеме я и думать забыл, при этом я не принимаю никаких таблеток.
Сразу в начале хочется обратить внимание на два очень важных аспекта.
1. С одной стороны ниже речь пойдет о том, как можно улучшить свое состояние, прибегая к определенным действиям, связанным с Таинствами Церкви. С другой стороны, я ни в коем случае не призываю к отказу от лечения у врача и от назначенных врачом лекарств. Повторю, чтобы не было непонимания, потому что это важно: я не призываю никого отказаться от лечения у врача, и я не призываю никого отказываться от таблеток. Вариант «я начитался этого сайта и выкинул таблетки» — очень плохой вариант. Такие вещи хороши в рекламном ролике по продаже какой-нибудь ерунды, а в реальности польза будет, если подойти к делу ответственно и, как говорится, «без фанатизма». Хочется предостеречь и с другой стороны — по моему мнению, не надо здоровому человеку из-за какой-нибудь чепухи идти к психиатру и психотерапевту и лечиться таблетками.
2. Бог даровал человеку множество возможностей для исцеления, и именно о них и пойдет речь ниже. Но связанные с этим действия не должны выполняться механически. Если человек, например, пьет освященную в Церкви Святую Воду, но при этом не верит в Бога, в Господа нашего Иисуса Христа, или даже верит, но не стремится покаяться и отказаться от греха, не молится, не читает Писание, не выполняет Заповеди Божии, не ходит в Храм, а наоборот продолжает грешить и жить небогоугодно — это, мягко говоря, неправильно.
Если человек порезал палец, и ему надо, чтобы не было заражения — он берет перекись или йод, капает на ранку, и совершенно неважно, хороший он человек или плохой, верит он в этот йод или не верит, знает он что-то о свойствах йода или не знает — это все не имеет никакого значения: йод без всяких его знаний и без его веры сделает свое дело — убьет микробов. А в нашем случае дело обстоит всё же не так. В нашем случае хорошо, когда определенные действия сопровождаются верой в Бога и стремлением к праведности. «Стремление к праведности» — эту замечательную формулировку я прочел у Святителя Филарета Московского. Мне кажется, это очень полезные слова. Мало кто из нас может считать себя праведником. Но стремиться к праведности мы можем. И хорошо, если именно стремление к праведности, стремление к богоугодной жизни, стремление к жизни с Богом сопровождает те действия, о которых пойдет речь ниже.
И всё же при всём этом эпиграфом к этой статье могут стать замечательные слова очень уважаемого мной священника, отца Андрея: «Помощь свыше подается в Таинствах». Отец Андрей сказал это не мне, но мне эти слова показались настолько важными, что я попросил у него разрешения цитировать их для других людей — и он мне это разрешение дал. Повторю: «Помощь свыше подается в Таинствах».
Итак, что же может делать человек, желающий с Божией Помощью исцелиться, чтобы ему стало легче?

— Носите на шее Крест и никогда его не снимайте! Архимандрит Герман в Троице-Сергиевой Лавре, который больше многих знает о болящих людях, советует не снимать Крест даже в бане. Никогда не снимать! Я лично свой Крест, купленный в Оптиной Пустыни, не снимаю уже много лет. Если Вы не носите Крест — наденьте его и никогда не снимайте. Я говорю про нательный Крест, освященный в Храме Русской Православной Церкви. Крестики продаются в Храмах, цена начинается рублей от десяти или даже пяти, можно к нему купить цепочку или тесемку (я лично ношу Крест на тесемке, цепочки рвутся). Можно уточнить, освящен ли Крест. Наденьте и не снимайте. И не откладывайте: «у меня есть Крест, но он лежит дома у мамы, я там буду через месяц, тогда и надену»… Не надо так. Сходите в Храм и наденьте Крест, чем скорее — тем лучше. Это не значит, что надо бежать посреди ночи, но — не откладывайте. Я видел, и не раз, как человеку сразу становится лучше после того, как он надевает Крест.
Одного человека, который какое-то время назад потерял Крест, я увидел через несколько минут после того, как он надел новый — он сидел и улыбался, и сказал — как же хорошо стало, когда я надел Крест!
Другая женщина, хоть и была крещеной, но Крест не носила. И после того, как надела, лицо ее засияло радостью, и она воскликнула — у меня аж мурашки по всему телу! И сказала — пусть это будет мой первый шаг!
Ничего удивительного в этом нет. Освященный Крест обладает Силой Божией. Не случайно в Церкви за Богослужением поётся: «Непобедимая, и непостижимая, и Божественная Сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных».
И еще:
«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его».
В вечерних молитвах говорится, что Господь наш Иисус Христос даровал нам «Крест свой Честный на прогнание всякого супостата» (например — на прогнание врага-диавола).
Старец схиархимандрит Никон в Псково-Печерском монастыре сказал мне в ответ на один мой вопрос: на тебе надет Крест — это наша защита от всех напастей.
Есть еще какие-то сомнения? Пожалуйста, не откладывайте — наденьте освященный Крест и никогда его не снимайте.

Можно носить Крест некрещеному человеку? Можно. Об этом сказал в Сретенском монастыре другой очень уважаемый мной священник — иеромонах отец Иона. Мы изучаем там Деяния Апостолов, и он сказал это на прошлом занятии. За несколько дней до того, как я начал писать эту статью. Вполне возможно, в этом можно увидеть Промысел Божий — раньше я не был в этом уверен, а теперь я об этом написал, причем опираясь на слова опытного священника. Так что рекомендация надеть Крест относится и к некрещеным. Но правильно будет, конечно, некрещеному человеку веровать во Христа и креститься в Храме Русской Православной Церкви.

— Читайте утренние и вечерние молитвы.
Протоиерей Игорь Фомин, член редакционного совета журнала «Фома», выступая у нас в Молодежном Клубе «Донской» в Донском монастыре, сказал: немолящийся христианин — это слабый христианин. Также отец Игорь говорил, что по его наблюдениям после чтения вечерних молитв в случае надобности удается отдохнуть даже за 3-3.5 часа сна.
Лучше, конечно, читать молитвы полностью — как в молитвослове. То есть — купить в Храме православный молитвослов, и прямо с самого начала там — Молитвы Утренние, и потом — Молитвы на сон грядущим (иногда пишут — «грядущий», в общем — вечерние молитвы).
Но если Вы сильно ограничены во времени утром, или, например, очень устали вечером — допускается читать Правило Серафима Саровского — оно занимает не более трех-пяти минут. Оно очень простое: три раза прочесть «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся», и один раз — «Символ Веры».
Но лично мой опыт показывает, что все же хорошо, когда молитвы читаются полностью, а Правило Серафима Саровского читается в редких случаях, а не каждый день.
Конечно, при чтении молитв желательно вникать в смысл, и именно молиться — то есть понимать, о чем именно в данный момент мы просим Бога, Божию Матерь, и именно обращаться с этой просьбой, а не просто пробалтывать слова, лишь бы поскорее.
Чаще всего молитвы читаются русскими буквами на церковнославянском языке. Например: «Отче наш, иже еси на небесех» — это Вы сейчас прочли слова церковнославянского языка, написанные русскими буквами. Если Вам непонятны слова молитв — можно приобрести молитвослов с переводом. На таком молитвослове так и написано — что-нибудь типа «c переводом на понятный русский язык». Не с пояснениями, а именно с переводом. Например, я приобрел такой в магазине Сретенского монастыря. По-моему, он называется учебным. Но лучше иметь его как дополнительный — молиться по нему, на мой взгляд, не очень удобно. Почему я начал со слов, что чаще всего молитвы читаются русскими буквами на церковнославянском языке — потому что есть еще вариант читать на церковнославянском языке церковнославянскими буквами. Но это всё же большинству людей не обязательно, и вполне допустимо читать русскими буквами на церковнославянском языке.
А вот читать только перевод на русский, или не читать вообще утренних и вечерних молитв, а что-то говорить своими словами… На мой взгляд это далеко не лучшие варианты. Православная Церковь на основании многовекового опыта учит читать утренние и вечерние молитвы так, как они даны в молитвослове — и это не случайно. Думаю, что со временем Вам станет понятно, почему.
А чтобы Вы не смущались, если Вам трудно сосредоточиться на молитве — приведу отрывок о преподобном Амвросии Оптинском:
«Когда старцу пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!»»
Я встречал рекомендацию, что если отвлекся — то перечитывать это место заново. Когда я спросил об этом у Псково-Печерского старца схиархимандрита Никона, он сказал «Вам это пока не надо».
Итак, читайте, пожалуйста, утренние и вечерние молитвы. Это не долго: примерно 20 минут утром и столько же вечером.

— Навсегда, до конца жизни нужно отказаться от всего, связанного с оккультизмом, от всех дел врага-диавола, от небогоугодных практик. Никаких колдунов, магов (белых, черных, серо-буро-малиновых — без разницы), экстрасенсов, биоэнерготерапевтов, шаманов, бабок, гадалок, астрологических предсказаний, гороскопов (да-да, и гороскопов тоже), никакой эзотерики, чистки кармы, снятия порчи и т.д. и т.п.. Не нужно ходить к сомнительным целителям. Не нужно состоять в эзотерических и других подобных группах в соцсетях. Не надо читать и даже иметь дома оккультную, эзотерическую литературу и различные небогоугодные предметы — талисманы от сглаза, например… Лучше это всё сжечь, только не дома и не на балконе, разумеется. Не нужно участвовать в нецерковных обрядах, ритуалах, сомнительных празднествах и т.д. (в том числе всякие там сжигания чучел на масленицу, Halloween и т.д.).
Никаких талисманов, оберегов — ни с собой, ни в квартире.
Православный человек зовет священника, который освящает квартиру, также в его жилище есть иконы, есть Крест — этого враг-диавол боится и от этого бежит, поджав хвост. А прибегать для защиты от врага к его же методикам и к практикующим их людям — просто смешно, это все равно, как если бы Вы для защиты от бандитов обратились бы к бандитской группировке, причем даже не к другой, а к той же самой.

Не носите на себе знаков Зодиака, всяких там знаков «инь-янь» и других неправославных атрибутов, связанных так или иначе с чем-то непознаваемым. Православный человек носит, никогда не снимая, Крест, я лично также ношу ладанку с Иконой Божией Матери, в которой содержатся масла, освященные на Гробе Господнем, на месте исцеления болящего в Капернауме, от чудотворных икон Божией Матери Целительница, Троеручиуа, Песчанская; мел из монастырских пещер Святой Горы; ладан, освященный на мощах равноапостольной Марии Магдалины, архидиакона Стефана, святителя Феофана Затворника, святителя Луки Крымского, великомученицы Варвары. Это всё — в одной маленькой ладанке у меня на груди. Я не случайно написал так подробно. Вы думаете, это я по крупицам собирал в разных местах? Да нет же. Такую ладанку я купил в Храме Всех Святых на Соколе (рублей за 40), и ничто не мешает Вам сделать так же. Не знаю, продается ли там сейчас именно такая — я имею в виду, что ладанки продаются в Храмах, и любому желающему доступ к Святыням открыт — но нет, люди навешивают на себя небогоугодные знаки, не носят Крест, в интернете в эзотерических группах с десятками тысяч пользователей они читают губительные для них советы и их исполняют, так или иначе удаляясь от Бога и приближаясь к врагу-дьяволу, а потом удивляются, что у них депрессия!
Конечно, и сами не занимайтесь магией, гаданием, чисткой кармы, всякими магическими предсказаниями и т.д. и т.п..
Если что-либо из вышеперечисленного было (ходили к экстрасенсу или сомнительному целителю, например, или сами чем-то таким занимались) — нужно покаяться в этом на Исповеди у священника Русской Православной Церкви. Не просто батюшке сказать на бегу — а именно прийти на Исповедь, это — Таинство Церкви, Вы перечисляете грехи и те поступки, в которых хотите покаяться, священник накладывает на голову Епитрахиль, читает Разрешительную Молитву — и грехи Вам прощаются, с первого раза (то есть, десять раз приходить и каяться в одном и том же не надо, если не делали этого снова).
А дальше — конечно же надо никогда к этой мерзости не возвращаться. И жить с Богом, выполняя Заповеди Божии, посещая Храм, участвуя в Таинствах.
И не бойтесь ничего — даже если сейчас Вам нехорошо, или если Вы делали вот эти нехорошие вещи — это не повод опускать руки, это повод идти на Исповедь и начать жить с Богом. Владыка митрополит Тихон (Шевкунов) как-то подсчитал, какие слова Господь наш Иисус Христос чаще всего говорит людям — и своим ученикам-апостолам, и тем, кто приходит к Нему за помощью, и нам с вами. Знаете, какие это слова? «Не бойтесь». И дальше владыка Тихон добавляет со свойственной ему незамысловатой добротой — Да не бойся ты, ведь Бог с тобой.
Святой Афанасий Великий в толковании на Псалтирь написал — Господь с нами даже в напастях.
Бог в силах восставить любого болящего или упавшего человека. Любого! Но для этого надо идти к Богу, а не к дьяволу. Бог людей спасает, а дьявол — губит.
И, конечно, тут весьма уместно привести слова преподобного Амвросия Оптинского: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». В более привычной форме мы знаем поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай». Но в словах старца Амвросия, на мой взгляд, заложена мудрость православия: «не лежи» — означает действие. Вообще, православие — учение, связанное с действием, а не со стоянием на месте и не с болтовней.
Если же Вам кажется, что на действие у Вас мало сил (это бывает при депрессии) — я уверен, что Вы можете уповать на то, что силы у Вас появятся, Господь может дать силы на дела, необходимые для того, чтобы справиться с недугом, и весьма возможно, что настанет тот день, когда Вы сможете сказать, что вообще о депрессии не вспоминаете (месяцами, годами), как будто у Вас ее никогда и не было. Я это Вам говорю сейчас как человек, у которого именно так и произошло! Несколько лет назад я думал, что моя активная жизнь закончена и что эта свалившаяся на меня беда перечеркивает всю мою дальнейшую жизнь и жизненные планы. Так было еще несколько лет назад. Сейчас я и думать забыл о депрессии — я живу насыщенной жизнью, у меня полно планов на жизнь, я нормально себя чувствую, хорошо сплю, не принимаю никаких таблеток (и я не лечился от депрессии таблетками). И конечно же я благодарю и славлю Бога — Господа нашего Иисуса Христа! Именно с Божией Помощью я справился с недугом и преодолел беду, которая, как мне тогда казалось, меня может раздавить, если уже не раздавила. Замечу, что я ежедневно совершал часовую прогулку быстрым шагом и подтягивался на турнике. Но этого не хватало. Также я одно время принимал смесь настоек валерианы, пустырника и пиона, по-моему, по 20 или 30 капель 2 или 3 раза в день. Думаю, это мне помогало, но уже много лет я не принимаю и этого. На всякий случай хочу отметить, что это может снизить бдительность за рулем. И я никого не призываю пить это, просто мне кажется честным сказать, что я это делал.
Итак, что же нужно для того, чтобы у Вас были силы справиться с депрессией? А как называется этот сайт? Вот это и нужно — идите в Храм. «Помощь свыше подается в Таинствах».
Возможно, Вам придет в голову мысль — ну, у этого автора сайта (у меня, то есть) наверное была какая-то легкая форма, или просто плохое настроение, а вот у меня (у Вас, в смысле) всё серьёзно, я и правда попал… Так вот, одним из показателей, объективных показателей состояния является сон. Я месяцами спал от одного до трех часов в сутки — больше не мог уснуть, так и ворочался целыми ночами в безрадостных размышлениях. Так что всё у меня было, как в песне Высоцкого, «вполне серьезно». Хотя я вроде не из самых сопливых — с детства занимался борьбой, боевыми искусствами, качался, хоть и «без фанатизма»… Но что толку от всего этого, если ты попросту не можешь уснуть? Своей силой (моральной, физической и т.д.) я с этим справиться не мог. И с помощью легкой физнагрузки — тоже.
И ничего этого сейчас нет — вся эта липкая гадость лишь в моих воспоминаниях. Я живу полноценной жизнью, нормально сплю, хожу в Храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь, ношу Крест, славлю Бога, который спас меня. Вполне возможно, что и у Вас будет также. Для этого надо верить в Бога и делать достаточно простые вещи, о которых я и пытаюсь рассказать в этом разделе. Итак, перейдем к следующему и — важнейшему.

— Православному человеку правильно регулярно исповедоваться и причащаться.
Регулярно — это не значит раз в пять лет. Кто-то причащается раз в неделю, кто-то, например, раз в три недели. О том, как часто надо причащаться, нет единого мнения; сейчас я напишу, как делаю я, но это не значит, что Вам обязательно делать так же.
Я лично в соответствии с наставлением Псково-Печерского старца схиархимандрита Никона причащаюсь через 2 воскресенья на третье, а также, конечно же, на Пасху, на Светлой Седмице и на все Двунадесятые Праздники. После Двунадесятого Праздника — снова отсчет: первое воскресенье не причащаюсь, второе тоже, и причащаюсь на третье (если до этого нет другого Двунадесятого Праздника; если есть — причащаюсь в Праздник). Если после этого третьего воскресенья, когда планируется Причастие, через несколько дней Двунадесятый Праздник — можно и подождать эти несколько дней, и причаститься в Праздник.
Но это, конечно же, не единственно возможная схема. Некоторые батюшки считают, что причащаться надо как можно чаще, например — каждую неделю. Также могут варьироваться рекомендации о постных днях перед причастием.
Так или иначе, раньше считалось, что человек, не причащавшийся год и более — отпал от Церкви. И если Вы не причащались очень давно — думаю, Вам правильно будет обязательно сказать об этом батюшке там, где Вы планируете причащаться. Может, он скажет, что надо сначала пройти Чин Присоединения к Церкви. Ничего сложного в этом нет, и бояться этого не надо — надо просто сделать, как скажет священник.
Обязательно ли причащаться? Да. Православному человеку причащаться нужно обязательно.
О том, что нужно причащаться, говорит нам сам Бог — Господь наш Иисус Христос.

Подав ученикам на Тайной Вечере хлеб и вино, Он сказал — «сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
В Евангелие от Матфея сказано:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Повторю: Господь наш Иисус Христос сказал — пейте из нее все. Это Христос говорит и нам с вами, и это — именно о Причастии.
Также сказал Христос: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём» (Ин. 6, 56).
И это — о Причастии.
То есть, сам Бог повелевает нам причащаться.
Есть ли от Причастия какой-либо эффект в контексте обсуждаемого вопроса? Конечно же есть! Я бы скорее всего не выздоровел, если бы не причащался! У меня много раз бывало, что еле ноги переставляешь, тяжело, устал… Причастился — и снова могу «горы свернуть».
Один опытный священник как-то спросил у слушателей в аудитории — а знаете, почему в день Причастия нельзя сдавать анализ крови? Потому что в этот день он становится нормальным даже у болящего человека.
Причастие исцеляет, оно придает сил, оно соединяет человека с Богом — об этом сказал сам Господь, ведь слова Священного Писания, процитированные выше, означают, что Всесильный Бог начинает жить в человеке, который причастился.
Конечно, надо стараться причаститься достойно, и перед Причастием надо исповедаться. Также перед Причастием читаются три канона (раздельно или в виде трехканонника, я лично читаю трехканонник), и Последование ко Святому Причащению. Очень желательно быть в Храме и на вечерней службе накануне Причастия, и на утренней в день Причастия. Например, быть в субботу на вечерней, исповедаться, а в воскресенье на утренней службе причаститься. Причащаются строго натощак, то есть если Вы причащаетесь на утренней службе — с полуночи не нужно ни пить, ни есть ничего. Если нужно принимать лекарства — ничего страшного, надо подойти с этим вопросом к священнику, и батюшка скорее всего благословит принять лекарство, как Вам нужно, и причаститься.
Тут как раз является очень важным: причащаться можно только крещеному человеку. Некрещеный в православии человек причащаться в Храме Русской Православной Церкви не может.
Возможно, если Вы никогда в жизни не причащались, Вам это может показаться каким-то очень тяжелом делом, которое — да, надо бы сделать когда-нибудь, но … отложу-ка я на потом. Не надо откладывать. Во-первых, ничего сверхсложного в этом нет. Тысячи, десятки, сотни тысяч людей по всей России причащаются постоянно, и крохотные дети, и молодые, и люди средних лет, и пожилые люди, которым бывает и за 80, и за 90 лет — и ничего. Все как-то справляются — и Вы справитесь. Только не откладывайте.
Есть прекрасная притча, ее рассказал очень знающий священник, отец Андрей. Перескажу, как я её запомнил.
Диавол посылает трех бесов искушать людей. И спрашивает у первого — чем ты будешь их искушать? Бес отвечает — я скажу, что Бога нет. Диавол говорит — нет, тебе не поверят; сейчас много верующих… это не подойдет. Cпрашивает у второго — а ты чем будешь искушать? Тот отвечает — я скажу, что ада не существует. Диавол говорит — и тебе не поверят. Тогда спрашивает у третьего — ну а ты чем будешь искушать людей? И бес отвечает — а я буду говорить людям: ещё успеется. И диавол сказал — вот ты и иди.
То есть, искушение откладывания на потом — страшная вещь, им можно соблазнить тысячи людей, и им это будет во вред. Так что — не откладывайте.
Есть и еще два важнейших аспекта Причастия.
Во-первых, Причастия очень боятся наши враги, бесы. Апостол сказал: «противостаньте диаволу, и убежит от вас». А полностью эта фраза звучит так: «Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас». А Бог говорит нам причащаться.
Во-вторых, Исповедь и Причастие совершаются во оставление нами грехов. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что и прошлые грехи, в которых мы покаялись на Исповеди, прощаются нам, и также в Таинстве Причастия мы получаем силы на то, чтобы не повторять грехов в дальнейшем. И, что весьма важно — у причащающегося человека появляется доброе произволение: ему гораздо проще прощать людей, у него появляется желание делать добрые дела, ему хочется жить с Богом и отказаться от разрушающего его греха…
Итак, нужно причащаться, в том числе чтобы:
а)были силы справиться с обрушившейся на Вас жизненной ситуацией и недугом; б)чтобы противостоять врагу нашему диаволу; в)чтобы в Таинствах Исповеди и Причастия Вам были прощены грехи; г)чтобы были силы и желание на борьбу с новыми грехами, на добрые дела, на исполнение Заповедей Божиих; д)чтобы вообще были силы полноценно, нормально и радостно жить.
Старец схиархимандрит Никон говорит: «Кто ходит в Храм и причащается — с тем ничего не случается». На своем опыте могу сказать, что именно так оно и есть.

— Утром натощак хорошо после утренних молитв вкушать Крещенскую воду и Просфору. Крещенскую воду можно набрать в Храмах на Крещение, либо, в другое время, можно спросить в Храме, нет ли Крещенской воды у них. В Москве можно набрать Крещенской воды, например, в Заиконоспасском монастыре (воду там Вам наберет служитель, самому делать это не благословляется). Молитва на принятие Просфоры и Святой воды есть в молитвослове. Просфору можно получить в Храме, чаще всего — после Литургии, подробности лучше спросить на месте. Просфору можно разрезать, я лично режу так, чтобы в каждом кусочке оказалась и верхняя, и нижняя части. Далее кусочки Просфоры можно засушить, и утром вкушать один кусочек Просфоры с Крещенской водой — после утренних молитв, прочтя молитву о принятии Просфоры и Святой воды.

— В течение дня можно пить Молебную воду — Святую воду, освященную на Водосвятном молебне, которые проводятся в Храмах регулярно. Это вода не Крещенская, Крещенскую воду в течение дня не пьют. А Молебную воду — можно. Если Вы этого не делаете — одно это уже может быть огромным подспорьем в борьбе с депрессией. День, когда человек пьет Святую воду, и когда не пьет, могут очень сильно отличаться для него по настроению, радости, наличию сил. Но, конечно, и это не должно быть механически — это Святыня, ее принимает человек, верующий в Бога, как Дар Божий. Я лично перед принятием Святой воды читаю молитву, которая размещена в Оптиной Пустыни там, где пьют Святую воду: «Сподоби мя, Господи, исполнитися освящения Твоего воды сея причащением, и да будет ми Святыня сия во здравие души и тела. Аминь». Думаю, тут нет четкого правила, как часто и сколько ее пить, но я пью примерно каждые часа два, например — четверть стакана. Молебную воду можно набрать в Храмах, но очень желательно выяснить, освящена ли вода в баке (возможно ситуация, когда вода будет освящена на молебне, который, например, через два часа, а в данный момент в баке вода не освящена). Также в некоторых Храмах иногда в бак выливают Крещенскую воду, и это тоже надо учитывать и лучше уточнить — для того, чтобы пить в течение дня, Крещенскую воду набирать не нужно. Я не раз слышал про Крещенскую воду, что «капля освящает море», поэтому я стараюсь не набирать Молебную воду в Храмах, где в бак выливают Крещенскую воду. А где не ошибешься? Например — в Заиконоспасском монастыре, там есть два бака — Молебная вода и Крещенская вода. Молебную воду можно набрать самому, а Крещенскую набирает только служитель Храма. Но это, конечно же, не значит, что больше нигде нельзя — я, например, набираю Молебную воду в разных Храмах, просто имею в виду этот вопрос и уточняю.

— Когда я был в Нило-Столобенской пустыни, немолодой и очень добрый монах научил меня ежедневно вкушать ложку освященного масла, прочтя перед этим молитву преподобному Нилу Столобенскому. Там, конечно же, я приобрел масло, освященное на мощах преподобного Нила, одного из очень любимых мной святых, но сейчас оно у меня закончилось, и я вкушаю масло от Донской иконы Божией Матери, купленное в Донском монастыре, прочтя перед этим молитву «Пресвятая Богородице, спаси нас». Я делаю это после утренних молитв, то есть сразу после вкушения Просфоры и Крещенской воды (и после помазывания Крещенской водой, которое делается после молитв, об этом написано отдельно). И второй раз — вечером, обычно перед вечерними молитвами. В те постные дни, когда указание для мирян «Горячая пища без масла» — не вкушаю.

—Не нужно заниматься йогой.
Ученик Святого Силауана Афонского архимандрит Софроний Сахаров (автор книги «Старец Силуан Афонский») назвал период, когда он увлекался йогой, «самым страшным преступлением пред любовью Бога». Внизу страницы я приведу ссылку на другой сайт, где размещен очень подробный материал под названием «Православный взгляд на йогу». Не нужно также заниматься медитациями и так или иначе связанными с ними практиками, всякими практиками, связанными со сновидениями и т.д. и т.п. — если упрощать, то от всего таинственного и загадочного, не связанного с Православной Церковью, лучше держаться подальше. Причем под Церковью я вовсе не подразумеваю какого-нибудь целителя или преподавателя каких-то таинственных практик, который вроде даже ходит в Церковь. Да мало ли, кто туда может зайти — на входе в Храм мысленного и духовного фэйс-контроля нет.

—Не лечитесь гипнозом. Конечно же, и сами его не практикуйте — ни как гипнотизер, ни как пациент.
Цитирую дословно слова архимандрита Иова Гумерова (тогда он был иеромонахом Сретенского монастыря): «В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию». Источник указан внизу в ссылках — там также есть и про НЛП, которым тоже, конечно же, заниматься нельзя.
Только не пугайтесь, если Вы уже лечились гипнозом — начинайте ходить в Храм, исповедоваться, причащаться, и ничего не бойтесь, кроме одного — прогневить Бога. Так, если не ошибаюсь, говорил преподобный Серафим Саровский.

—Хорошо и правильно делать добрые дела — и не просто так, а делать их ради Христа. Мне вспоминаются слова очень уважаемого мной священника, отца Андрея, основанные, если не ошибаюсь, на словах Преподобного Серафима Саровского. Те добрые дела засчитываются, которые делаются во Имя Христа, ради Христа, для Христа. И у отца Андрея одна женщина спросила — а как это делать? И отец Андрей сказал — перед тем, как сделать доброе дело, нужно сказать: «Господи, это дело я посвящаю Тебе». И потом стараться сделать это дело хорошо. Потом я спросил у отца Андрея — а если забыл это сказать перед делом, можно ли сказать после дела? И отец Андрей сказал — можно.
Это очень важно — одно из важнейших знаний, как мне кажется. Господь наш Иисус Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Евангелие от Матфея)
Я думаю, что делать добрые дела ради Христа — это один из основных способов приобретения сокровища на небе.
То есть, существует огромная разница. Можно сделать доброе дело просто из соображений, что люди должны помогать друг другу, или для этого человека, или для преумножения добра в мире и т.д.. А можно сделать это доброе дело ради Христа. Сказав перед этим «Господи, это дело я посвящаю Тебе».
Конечно же, я Вам пишу это, чтобы Вы могли именно так и поступать — делать добрые дела ради Христа. Думаю, это будет положительно отражаться и на Вашем самочувствии и психологическом состоянии: я думаю, что сокровище на небесах в какой-то степени связано с той Благодатью, которую человек получает здесь.
Кстати, хорошо перед началом всякого дела коротко молиться «Господи, благослови». И по окончании дела — «Слава Тебе, Господи». Причем это не то же самое, о чем я писал выше. Перед добрым делом можно сказать «Господи, благослови. Господи, это дело я посвящую Тебе».
Я много раз слышал возражения — а что, если сделать просто доброе дело, оно что, не зачтется? Тут, если считать, что меня об этом спросили (не знаю, в какой по счету раз), то я отвечу примерно так: не нужно задаваться таким вопросом. Есть хороший навык, которому научил хороший, добрый и опытный священник нашей Церкви на основе слов Святого — и можно просто пользоваться им с пользой для себя, не задаваясь ненужными вопросами из серии «а что бы было если бы». Могу сказать на своем опыте — это очень хороший навык, от которого скорее всего Вы получите много пользы и радости. А можно погрязнуть в высокоумных рассуждениях, от которых как раз не будет ни радости, ни тем более пользы.

—Ещё один важнейший момент — избегать блуда. Скажу честно — это не самый простой для написания пункт, но я всё же попробую. Почему не самый простой? Потому что многим из читающих эти строки принять написанное может быть не так просто. Вот будет, наверное, в этой статье выше или ниже пункт «стараться не ругаться матом». При том, что часто или редко, раз в минуту или раз в неделю ругаются многие, тут всё же большинству людей ясно и понятно, что матерщина — дело небогоугодное. А вот что касается блуда, c этим пунктом дело обстоит совсем по-другому: ошибочное и нехорошее нередко принимается за норму, и это — серьезное заблуждение. А жить в заблуждении неполезно и опасно — что хорошего, например, если человек думает, что лед крепкий, идет по нему и проваливается? Незнание, как известно, не освобождает от … от последствий, скажем так.
Так вот. Я сейчас напишу несколько раз почти одно и то же, но разными словами, и, думаю, будет понятно, почему.
Православная Церковь не благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, если они не состоят в браке (со слов священника отца Максима Первозванского уточню, что какое-то время благословляется пожить в браке, скрепленном в ЗАГСе, и не венчаться). Теперь немного другими словами: интимные отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, небогоугодны. Это грех. Если говорить совсем просто, без штампа в паспорте — нельзя. Как сказал архимандрит Герман из Троице-Сергиевой Лавры, если не состоите в официальном браке — расходитесь спать по разным комнатам, как брат и сестра.
Возможно, некоторые после прочтения этих слов подумают — ну вот, сначала вроде читать было интересно, а тут начинаются эти благочестивые антимонии, это для каких-то святош или стариков может и годится, а я молодой и здоровый, живу как хочу, еще будут мне попЫ указывать…
Ну, во-первых, я не поп, а такой же мирянин, к которому всё написанное относится точно так же, как и ко всем остальным. Поверьте, я не с Луны свалился, у меня как и у очень многих читающих эти строки были блудные отношения, причем, как говорится, «много и разных». Это заканчивалось ничем и закончилось плохо. Полагаю, это было одной из причин моей депрессии. В результате я в этом покаялся, исповедался на Исповеди в Церкви, и это прекратил. И я уверен, что это является одной из причин моего выздоровления! Я совершенно уверен, что Бог может исцелить любого. И что можно обратиться к Нему за Помощью. Да не просто можно — нужно! И не просто обратиться: можно уповать на Помощь Божию! Можно! И это не я придумал. В Писании сказано: «Блаженны все, уповающие на Него». И мой случай — пример Вам! Но неужели при этом не очевидно, что если мы просим Помощи у Бога, то всё же нам надо перестать грешить? Перестать Его прогневлять, перестать делать то, что является мерзким пред Богом.
Так что хорошо будет отнестись к этому не как к запрету, а как к возможности исцелиться и спастись.
Ну и дела… — может подумать читатель. — Так что же теперь, совсем нельзя? Да можно! Только жениться надо (или замуж выйти, если ты не мужчина, а женщина). Конечно, я не призываю заключать брак исключительно ради этого. Жить-то вам с этим человеком, грубо говоря, не только ночью, но и днём, поэтому как раз очень важно, что происходит между вами без близости.
Я понимаю, что на практике у многих на момент прочтения этого уже существуют отношения вне брака, и опять возникает соблазн закрыть сайт со словами «Всё это, конечно, хорошо, но…» Но — все же правильнее будет так не делать. Правильнее не от Церкви бежать обратно во грех, а от греха — в Церковь. Думаете, это просто красивая фраза, за которой ничего не стоит? Вовсе нет: поговорите со священником. Только не поддавайтесь на ловушку «Да что толку, что он может мне сказать…» Среди священников очень много умных, грамотных и чутких людей, которые отнесутся к ситуации с пониманием, и скорее всего скажут Вам слова, которые Вы сейчас и представить не можете. И у меня самого, и у других известных мне людей такое было много раз. Перед тем, как подойти к священнику, хорошо помолиться — я лично подхожу к иконе Христа, и говорю своими словами примерно следующее: «Господи, Спаситель, помоги, пожалуйста, когда я пойду к батюшке — чтобы и я спросил у него всё, что нужно, и чтобы он ответил то, что нужно, и да будет воля Твоя». Но это не значит, что теперь всё, что бы ни сказал Вам священник, надо сразу бездумно выполнять. Нет. Очень уважаемый мной батюшка отец Андрей, опираясь на слова Святителя Игнатия Брянчанинова, сказал примерно следующее — к словам священника нужно относиться с рассуждением. Это не значит — критически, или — воспринимая в штыки. Нет. Но — с рассуждением. Иными словами, Церковь не требует бездумного подчинения священнику. И в этом, и в других случаях скорее всего батюшка даст добрый и мудрый совет, который Вам может помочь, но никто не заставляет и не стремится заставить Вас делать то, что Вам совершенно не подходит. Другое дело — когда у священника спрашивают непосредственно о том, что относится к этому Храму: например — хочу здесь причаститься на Пасху, обязательно ли читать полностью каноны, или только Последование ко Святому Причащению? Это я с некоторой долей нытья подошел за пол-дня, надеясь, что отец Виктор скажет — ну конечно не надо читать. А он сказал — сегодня же мы последний раз их читаем, с завтрашнего дня же уже читаем Пасхальный Канон (он намного короче), так что лучше все же полностью… Причем он сказал это настолько мягко, по-доброму, без принуждения, что у меня не возникло и тени недовольства, а наоборот — искренняя благодарность, потому что он сказал абсолютно правильно, и еще потому, что в Храме радостно поступать так, как нужно, а когда ленишься — как раз никакой радости не испытаешь, сэкономив эти 20 минут на чтении трехканонника.
Возвращаясь к теме. Апостол Павел сказал: «Бегайте блуда». Также в Первом Послании к Коринфянам он пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.»
Кстати, «малакии» — это те, кто занимается мастурбацией (одно из значений этого слова).
Иными словами, вышеперечисленные категории попадают во ад. Да и в этой жизни они этими делами прогневляют Бога и радуют дьявола, а из этого не бывает ничего хорошего, и бывает много плохого.
Так что совет от человека, избавившегося от депрессии, людям, желающим от нее избавиться — делайте выводы и приводите свою жизнь в этих вопросах в порядок.

—Следующий момент, уже упомянутый выше — правильно будет не ругаться матом.

—В воскресенье правильно быть на службе в Храме. И когда не причащаетесь — тоже. Это вполне реально: я лично услышал много лет назад от отца Германа в Троице-Сергиевой лавре, что в воскресенье надлежит быть в Храме, и с тех пор на момент написания этих слов (4 декабря 2018 года), если мне не изменяет память, не пропустил ни одной воскресной службы. О таком порядке говорится в Священном Писании, и это, как я понимаю, также установлено на Соборе Святых Отцов.
Это не сверхзадача, а вполне реальное дело.
Также, конечно, правильно быть на службе по церковным праздникам.

—Желательно не особо откладывая освятить квартиру, если она у Вас не освящялась. Это означает — пригласить священника, и он проведет освящение квартиры. Если Вы живете в неосвященной квартире — одно это может негативно сказываться на Вашем самочувствии.

—Также православный человек может периодически окроплять квартиру Крещенской водой с молитвой «Да воскреснет Бог…», и в Крещенский Сочельник очень хорошо это делать — с молитвой «На Иордане…».

—Во время молитв хорошо зажигать лампаду. В молитвословах можно найти молитву на возжжение лампады. У меня лично лампада перед иконой Спасителя горит всё время, когда я дома. Перед уходом — гашу. Но если у Вас есть домашние животные или дети, лучше, на мой взгляд, зажигать ее только на молитву, когда Вы рядом, а потом гасить, чтобы не было пожара. Я также во время молитвы возжигаю свечу перед иконой Божией Матери. Свечи можно купить в Церкви (например, в Храме Всех Святых на Соколе за свечным ящиком — недорого).

—Болящим людям хорошо пройти Таинство Соборования. Знаю реальные примеры, когда это давало потрясающие результаты. Один человек лежал в реанимации, и жизнь его была под угрозой; соборовался, причащался — и выжил, сейчас жив-здоров, работает, ходит в Храм. А до этого, кстати, почти не ходил.
Святейший Патриарх благословил, насколько я понимаю, всем людям собороваться раз в год — обычно это делается Великим Постом, но в случае надобности можно подойти к священнику и поговорить о Соборовании в другое время года и, возможно, более часто.

—Весьма полезно заказать за себя сорокоуст (и не забывать заказывать заново по истечении 40 дней). Я бы сказал, что на мой взгляд, это относится к тем, кто не живет во блуде, ходит в Церковь и стремится к праведной жизни (это мнение основано на словах о поминовении в Алтаре, сказанных отошедшим ко Господу наместником Оптиной Пустыни архимандритом Венедиктом). Остальным — думаю, можно заказывать за себя какой-либо регулярно проводимый молебен о здравии. Впрочем, хочу заметить, что я не утверждаю, что такое ограничение является единственно возможным вариантом.
Заказать сорокоуст или молебен можно только за крещеного в православии человека. Недорого заказать сорокоуст можно, например, в Сретенском монастыре.

—Читать Писание, cтремиться жить по Заповедям Божиим и бороться с грехом.
Старец схиархимандрит Никон в Псково-Печерском монастыре дал рекомендацию читать каждый день по одной главе из Евангелия и две главы из книги «Апостол» (после Евангелия в Новом Завете, либо — продается отдельно). Такую же рекомендацию я встречал у старца Иоанна (Крестьянкина). Я лично (поговорив предварительно со священником) не делаю этого в те дни, когда хожу на службу в Храм.
Это хорошее наставление. Всё Писание Богодухновенно, и Ваше самочувствие может улучшаться от этого. Да и по очень многим другим причинам это весьма полезно.
Также старец отец Никон благословил читать Житие Святого на этот день, а после этого молиться — Господи, дай мне хоть немного быть похожим на (далее — имя Святого, о котором читали).

—Соблюдать посты и постные дни.
Поверьте — ничего особо сложного в этом нет. Когда я впервые решил поститься в Великий Пост, я подошел к батюшке, который меня крестил, и чуть ли не с ужасом спросил — а что ж вообще есть-то? На что он ответил — «да еды полно»! Пост — богоугодное дело, а жить христианину в постные дни так, будто поста и нет — это неправильно. Конечно, если поститься нельзя по медицинским показателям — это дело другое, но правильно будет подойти ко священнику, поговорить об этом.
Также постные дни, кроме сплошных седмиц — среда и пятница.
О том, что когда вкушать, можно посмотреть здесь, нажав на дни календаря или на слова «Сегодня», «Завтра»:
http://days.pravoslavie.ru
И, конечно, пост — это не только пищевое воздержание. Вообще, пост — очень хорошее время, но эта тема столь обширна, что освещать её в этой статье вряд ли будет уместно.

—Правильно будет не злоупотреблять алкоголем.
Я одно время им злоупотреблял — и сейчас отказался от него вообще. Никаких проблем.

—Хорошая рекомендация прозвучала от опытного священника — стараться трезвиться. Несмотря на сходство терминов, тут речь как раз не об алкоголе. Следить за собой, если начинаются блудные помыслы — переключаться (если надо — много раз в день), если мужчина увидел соблазнительную девушку — поднять или отвести взгляд. Понятно, что это снова может вызвать внутренний протест — что ж теперь, на девчонок посмотреть нельзя? Ну что тут сказать… Скажу просто: пялиться на женские прелести — небогоугодно. Кстати, особенно нехорошо это в Храме, так что — дорогие женщины, не ходите, пожалуйста, в Храм в обтянутых брюках и миниюбках. К женскому полу слова о блудных помыслах и взглядах на мужчин, конечно, тоже относятся.

—Хорошо иногда съездить в Святое место — например, пожить в монастыре несколько дней, или как паломник, или как трудник — потрудиться во Славу Божию (в этом случае там кормят и предоставляют проживание, но, конечно, желательно все же узнать подробности заранее). Поверьте — это не какое-то обременение, а огромная радость, которая запомнится на всю жизнь, а с людьми, с которыми Вы проработаете рядом каких-нибудь 5 дней, возможно, будете созваниваться потом долгие годы, как это произошло у меня после моей первой поездки в Оптину.

—Хорошо иногда окунаться в Святые Источники.

—Хорошо иногда прикладываться к мощам. Мощевики есть во многих Храмах, Рака с Мощами есть во многих монастырях. Можно приложиться к мощам преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре (никаких особых проблем туда доехать из Москвы нет — сел в электричку, и через час с небольшим — в Сергиевом Посаде), к мощам Святой Матроны Московской (раньше если приезжаешь часов в 6-7 вечера, очереди особо не было, хотя я давно не был), в Донской монастырь к Святителю Тихону (там вообще очереди нет, правда, на момент написания этого текста в Храме начинался ремонт), к святому Илариону (Троицкому) в Сретенский монастырь.
Но хочется обратить внимание: это не заменяет Причастия. Я слышал примерно следующее — я периодически езжу к Матронушке, а на службы ходить, причащаться — этого я не делаю. Так вот — это категорически неправильно. Сама Святая Матрона Московская всегда учила людей, приходящих к ней, обязательно ходить в Храм и причащаться. «Выше Святых Даров ничего нет», — сказал про Причастие старец схиархимандрит Никон.

—Будьте осторожнее с чтением в интернете. Во-первых, конечно, это относится ко всяким оккультным материалам, эзотерике и т.д. — это вообще категорически не надо читать. Но об этом выше я уже говорил. Но также надо быть осторожным и с чтением всяких православных групп в соцсетях, просмотром каких-то youtube-каналов и т.д.. Я лично на данный момент не состою в православных группах (не считая, например, группы нашего Храма), а материалы, которые оттуда копируют и которыми делятся у себя другие — обычно стараюсь не читать. Достоверность их нередко невысока, я встречал вопиющие случаи, когда были написаны вещи неправильные. Там можно начитаться вредных вещей, ложных мнений… И, кстати, следующий пункт.

—Не читайте, не слушайте и тем более не повторяйте всякую гадость про Русскую Православную Церковь и про Священноначалие.
Примером для подражания, на мой взгляд, тут может служить архимандрит Иоанн Крестьянкин, Псково-Печерский старец, к которому со всей России и из других стран съезжались за помощью и советом люди.
Приведу отрывок из прекрасной книги митроолита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
«Отец Иоанн с огромным благоговением, любовью и послушанием относился к церковному священноначалию. Осознание того, что истина на земле пребывает лишь в Церкви, была глубоко прочувствована им. Батюшка не терпел никаких расколов, никаких бунтов и всегда бесстрашно выступал против них, хотя прекрасно знал, сколько клеветы, а порой и ненависти ему придется испить. Он был поистине человеком Церкви. Множество раз он наставлял нас действовать именно так, как решит Святейший, как благословит епископ, наместник.
Но все это совершенно не означало автоматического, бездумного подчинения.»
Кому интересно дальше — прочтите «Несвятые святые». Кстати, для тех, кто не читал — следующий пункт.

—Прочтите книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова (сейчас он уже митрополит Псковский и Порховский). Это замечательная книга, которая подарит Вам массу радости и полезной информации, вселит веру и наверняка избавит от мрачных мыслей.

—Держитесь православия — Православной веры и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Рукоположение в канонических Православных Церквях идёт от Апостолов, и не нужно ходить к раскольникам. Конечно, эти слова, как и иные упоминания Русской Православной Церкви, ориентированы главным образом на россиян, и если их будет читать иностранец, в стране которого есть каноническая Православная Церковь, я вовсе не говорю, что ему обязательно ехать в Россию.

—Дома православному человеку хорошо иметь иконы, перед ними читать утренние и вечерние молитвы. Хорошо, когда дома есть Крест (Распятие) — можно приобрести в Храме, поставить к иконам, или, например, повесить на стену. Конечно — можно и не один.

—Мне схиархимандрит Никон порекомендовал носить с собой в нагрудном кармане Икону Спасителя или Божией Матери и Псалом 90 («Живый в помощи…»). В Храмах продаются, например, на небольших картонных листках. Я спросил — а если на пляж? Он сказал — а что на пляж? можно и на пляж взять. Я сказал — а если на майке нет кармана? Он сказал — ну ничего, Крест на тебе есть — это наша защита от всего.

—Помазываться крестообразно. Замечательный батюшка иеросхимонах Валентин научил меня помазываться Крещенской водой или святым маслом. Например — утром после утренних молитв и перед вкушением Просфоры помазываться Крещенской водой, а вечером перед сном после Вечерних молитв — святым маслом. Сложить пальцы как при Крестном Знамении (большой, средний и указательный пальцы — соединить в щепоть, а безымянный и мизинец прижать к ладони), и с молитвой «Боже, очистя мя, грешнаго» тремя пальцами крестообразно, как при Крестном Знамении (сверху вниз и справа налево), помазать лоб (нанести на него Крест), глаза, нос, рот, уши, шею, грудь, пупок, макушку… Если потом собираетесь мыться или чистить зубы — хорошо, чтобы вода высохла, чтобы не смывать Крещенскую воду в раковину. Масло можно втереть в кожу, хотя лично я маслом помазываюсь вечером перед сном после вечерних молитв, так что риска смыть его нет.

—Посещайте какие-нибудь православные собрания или занятия. В Донском монастыре есть замечательное место — молодежный клуб Донской, например. Там примерно дважды в месяц проводятся лекции (чаще всего разных священников), потом — музыкальная часть… В интернете, кстати, есть видео оттуда в свободном доступе. В Сретенском монастыре иеромонахи проводят различные занятия. Ну — и так далее, это только два примера из множества.

—Хочется пожелать Вам ходить в Храм и не смущаться того, что может Вам там с первого взгляда не понравиться. Какая-нибудь бабушка, сделавшая замечание, или священник, который что-то резковато ответил…
Я тут вижу такую аналогию. Аналогия не полная, так что не надо искать сходства до деталей, потом станет ясно, к чему я пишу.
Пошли трое парней заниматься в секцию бокса. Идут — и думают: сейчас придем, там шикарный Дворец Спорта, где из нас за день сделают боксёров. Приходят… И видят — подвальчик, неказистый вход, внутри пОтом пахнет, какие-то всклокоченные мужики бьют в вытертые мешки, тренер пожилой и совершенно на Шварценеггера не похож (а то, что он Мастер Спорта Международного Класса — они не знают)… Один посмотрел-посмотрел, помялся у входа… Нет, это не моё. И ушёл. Двое остались. Один вышел на ринг, ему там перепало, получил несколько чувствительных ударов — и тоже ушел. Ну а третий… А третий остался. И стал боксёром.
Мне кажется, что нам надо тут уподобиться этому третьему — и не уйти из Церкви из-за какой-нибудь ерунды, а наоборот — в ней остаться. Это — путь к нормальной жизни, к исцелению с Божией Помощью, к жизни с Богом, под Его покровом и защитой, ко Спасению.

Хочу привести слова Оптинского Старца, преподобного Анатолия (Зерцалова) — они помогали мне в трудной ситуации.
«Оставь детское малодушие: дело идёт серьёзное — о душе твоей, о бесконечном Царстве, которое потерял враг твой диавол. Все Небесные Силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего, и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай! Близ Господь!»

Если Вы хотите написать мне какой-либо отзыв о прочитанном — Вы можете написать на адрес hpamru@yandex.ru . Этот адрес работает главным образом в режиме чтения — то есть скорее всего Ваше письмо будет прочитано, но без ответа. Без ответа — не от бескультурья или пренебрежения к людям, о причине подробно написано в разделе «О сайте» ( https://hpam.ru/site/ ). Я не могу гарантировать, что этот адрес будет работать всегда, но пока он дан в этом разделе — он работает.

Узнавать о новых публикациях на сайте можно, например, здесь: https://facebook.com/groups/hpam.ru
Или здесь:
https://vk.com/hpamru
Для этого, наверное, там есть смысл вступить в группу (подписаться).

Ссылки:
О вреде и опасности йоги.
https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavnyj-vzgljad-na-jogu
Об опасности гипноза и НЛП.
http://www.pravoslavie.ru/6836.html